ВХОД  ·  ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА · [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Авиамоделизм в Шостке
ZENITEДата: Суббота, 28.02.2015, 15:12 | Сообщение # 1
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Время неудержимо. День за днем уходят от нас годы, десятилетия. То, что сегодня кажется обыденным, завтра превращается в историю.
В этой теме хотелось бы осветить историю авиамоделизма, а может и моделизма вообще в нашем городе. Пока ещё есть люди, которые могут поделиться своими воспоминаниями и старыми фотографиями. А людей этих, к превеликому сожалению, все меньше и меньше - кто-то выехал, с кем-то утеряна связь, многие ушли в свой последний полёт... Может эти истории окажутся не всем интересны, но это же было...
Толчком к созданию темы послужила найденная случайно среди страниц одного из журналов старая фотография:



Фото датируется ориентировочно 1967-1968 г. г. Слева налево Юрий Палагута, Виктор Назаренко, Александр Карабут и Анатолий Спариш. Виктор Назаренко в то время - руководитель авиамодельного кружка. А Юрий Палагута и Анатолий Спариш сами в последствии были руководителями кружков, воспитавших не одно поколение моделистов.
Вообще, если говорить об организованном авиамоделизме в Шостке, то изначальная известная мне картина выглядит таким образом - первая "моделка" работала при ДК культутры им. К. Маркса (в "Карлушке"). Дата основания пока неизвестна. Руководителем там был Георгий Антонюк. Вроде бы моделка размещалась на третьем этаже ДК в одной из комнат для кружковой работы.
В 1969 году во вновь построенном Дворце пионеров на ул. Ленина начала свою работу Шосткинская городская станция юных техников. Наряду с многими открылся и авиамодельный кружок. Вот, вроде бы там и был поначалу руководителем Виктор Назаренко. Помню торжественное открытие станции, когда из актового зала вместе с руководителями кружков выходили группы желающих заниматься. В помещение авиамодельного набралось тогда человек 30... Помню свежевыкрашенный коричневой краской пол, новенькие станки и... "Малышню" 3-5 класса тут же попросили подрасти за дверью sad .
А "моделка" при "Карлушке", похоже, в то время была уже закрыта.
Году примерно в 1971 была попытка открытия моделки в "Карлушке" вновь. Руководителем оказался Анатолий Спариш. В маленькой комнатке примерно 10 кв. м. на втором этаже со служебного входа мы строили свои первые комнатные резиномоторные модели из тонких липовых реечек, которые строгали одним на всех модельным рубаночком. Обтягивали это счастье конденсаторной бумагой и запускали либо во дворе, либо в фойе кинозала, когда там не было сеансов. Тогда состоялось первое знакомство с бальзой, которая использовалась для лопастей пропеллеров и эмалитом, на котором все собиралось.
По неизвестной мне причине эта моделка вскоре также закрылась, проработав примерно с полгода.

P. S. Я надеюсь, что наши ветераны Deda и Grom также поделятся тут толикой своих воспоминаний и размышлений. Впрочем, поговорить об истории могут ведь все желающие  smile !
 
ZENITEДата: Воскресенье, 01.03.2015, 10:24 | Сообщение # 2
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Примерно в то же время, когда была попытка возрождения моделки в "Карлушке" в подваде бомбоубежища по пер. Депутатскому функционировала ещё одна моделка. Как она там образовалась и кто был руководителем мне доподлинно не ведомо. Занимались там старшеклассники/студенты и взрослые, как я понял. Был там один раз типа "на экскурсии" с Анатолием Спаришем. Потом эта моделка перебралась "на поверхность" - в детский клуб "Огонек-67", что был во дворах по Депутатской, в небольшую в общем комнату порядка 18 кв. м. Но не всем об этом было известно. В основном желающие школьники приходили в первую очередь на СЮТ.
А в это время на СЮТе авиамодельный кружок не работал, видимо из-за отсутствия руководителя. В бывшей авиамоделке расположился судомодельный кружок, хотя на стенах ещё висело много старых самолетов.
В 1973 году при профсоюзном комитете ПО "Свема" был создан первый в городе клуб юных техников "Салют". В полуподвальное помещение по ул. Дзержинского, где до этого располагался детский клуб "по месту жительства", который "потеснился", переехала моделка из "Огонька-67" и директором клуба, вплоть до его окончательного закрытия в 2000 году был Анатолий Спариш.

 
ZENITEДата: Понедельник, 02.03.2015, 09:12 | Сообщение # 3
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Что касается СЮТа, то там сменяя друг друга в разные годы руководителями авиамодельного кружка поработали Константин Мицкан, Валерий Громов, Илья Фомин и другие. Филиал авиамодельного кружка СЮТ также некоторое время был и в шосткинской школе-интернате. Именно там сделано фото ниже - Валерий Громов со своими воспитанниками. Год предположительно около 1978-го.



Константин Мицкан появился в городе уже с определенным авиамодельным прошлым, был комисован из Черниговского училища летчиков. Пожалуй, один из выдающихся шосткинских спортменов и тренеров. Многократно вывозил команды на областные соревнования, много занимался с детьми на СЮТе, а потом в КЮТ "Салют". Сам - спортсмен-пилотажник и авиамоделист-универсал. Им построены первые кордовые модели-копии в Шостке. Это были АН-2 под компрессионный моторчик "Ритм" 2,5 куб. см., а затем - большего масштаба, под 10-кубовую "Талку", также и один из первых в Шостке радиопланеров. На фото ниже - на областных соревнованиях 1981 года с директором сумского КЮТ ПО "Химпром" Виктором Воробьем (слева).



Илья Фомин также появился в Шостке с определенным авиамодельным опытом, полученным в годы жизни в Узбекистане. Работал руководителем-полставочником на СЮТе после Константина Мицкана, затем в КЮТ "Орбита" шосткинского "Химреактива", затем в КЮТе завода "Звезда". Фото из архива СЮТ 1981 года

 
ZENITEДата: Понедельник, 02.03.2015, 14:07 | Сообщение # 4
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Если говорить о шосткинских КЮТах, то их было четыре. В период 70-80 годов было достаточно много создано КЮТов по всей стране при профкомах крупных предприятий. Подразумевалось, что в них будет определенным образом готовиться рабочая смена для этих заводов.
На поселке Куйбышева в подвале красного общежития по ул. Орджоникидзе (теперь Бульварная) работал "Поиск", руководителем авиамодельного кружка там был Александр Галабурда - один из выпускников первых моделок при "Карлушке" и СЮТе. Фото пока не нашлось, но будем надеяться, что что-нибудь появится. КЮТ финансировался нынешним заводом "Импульс".
Во дворах домов по ул. Дзержинского (теперь Свемовская), буквально в 200 метрах друг от друга, функционировали КЮТы НПО "Свема" ("Салют", директор Анатолий Спариш) и Шосткинского завода химреактивов ("Орбита" - директор Леонид Осокин).
И ещё один КЮТ в конце 80-х открыло ПО "Звезда" по переулку Короленко. Первым директором был Героид Кормин, один из бывших директоров СЮТ, судомоделист и большой энтузиаст своего дела.
С распадом СССР КЮТы постепенно закрылись, сначала "Поиск", затем "Звезда" и "Орбита", последним "ушел в небытие", но успев дать росток нового, "Салют".

Ещё одно фото периода попытки реанимации моделки в Карлушке. Ваш покорный слуга и Виктор Клок (нынешний начальник пиротехнического производства на "Импульсе", слева) на занятиях кружка. На переднем плане - контурная кордовая тренировочная модель с компрессионным двигателем МК-16.

 
ZENITEДата: Вторник, 03.03.2015, 08:55 | Сообщение # 5
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Несколько фото с областных соревнований 1981 года по кордовым авиамоделям, найденные в архивах СЮТ. На фото чемпионов - с пилотажной моделью ИС-8 - Сергей Ильченко. Спортсмена с бойцовкой не узнаю  sad (Grom подсказывает, что это Виктор Желудь). Воспитанники Константина Мицкана.





К превеликому моему сожалению, в архивах СЮТ практически ничего не нашлось из фото по авиамодельной истории. Самые ранние фото датируются 1981 годом...
 
ZENITEДата: Вторник, 03.03.2015, 13:57 | Сообщение # 6
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
В нашем повествовании могут появляться корректировки дат, имен, событий по мере появления дополнительной информации.

Вот нашлось роскошное фото из архива Юрия Палагуты - Георгий Антонюк (справа) и Александр Карабут запускают таймерную свободнолетающую модель самолета. Год предположительно 1963-64. Интересно, что за моторчик? Судя по тому, что карб впереди - явно не МК-12 и не РИТМ (хотя они появились позже), наверное что-то типа МК-2,5-4 Харьков производства завода ФЭД?



Вообще вся довоенная и послевоенная эра авиамоделизма СССР годов до 60-х - это свободнолетающие модели. Планера, резиномоторные и таймерные модели, свободнолетащие модели-копии! Потом, в 60-х появилось такое понятие как кордовый авиамоделизм (за рубежом его придумали гораздо ранее) - запуск моделей по кругу на специальных проволоках-кордах, посредством которых моделью можно было управлять. Наибольшее развитие кордовый авиамоделизм получил в 70-90 годах прошлого столетия. Были широко развиты, в том числе и в Шостке, гоночные, скоростные, пилотажные модели, воздушный бой и модели-копии. Затем, с появлением широкодоступных апаратур управления, началась эра радиоуправляемых авиамоделей.
 
ZENITEДата: Вторник, 03.03.2015, 22:09 | Сообщение # 7
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Несколько фото запусков авиамоделей  в Шостке более позднего периода - судя по всему год 1992-1993. Ничего знакового не видно - просто запуски кордовой тренировочно-пилотажной модели на стадионе "Химик", скорее всего - кружковцы СЮТ с руководителем (поскольку фото из архива СЮТ). Могу ошибаться, но вроде бы последним крайним руководителем-авиамоделистом на СЮТ был Александр Цубин - воспитанник Ильи Фомина в КЮТе "Орбита". И с года 1995 (или чуть раньше) и по сей день авиамодельного кружка на СЮТе нет...





 
ZENITEДата: Пятница, 06.03.2015, 21:27 | Сообщение # 8
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Хотел бы этот пост посвятить наставнику и другу - Анатолию Спаришу, Максимычу, как мы его называли.
Вся жизнь Анатолия Максимовича была связана с авиа и ракетомоделизмом, техническим творчеством. Начиная от бомбоубежища по ул. Депутатской, где зародилась в те далекие теперь 60-е авиамодельная секция («моделка»), руководителем которой он был, потом комната при клубе «Огонек» на Луначарского. А в 1973 году открылся первый в городе клуб юных техников «Салют» ПО «Свема» в полуподвальном помещении по ул. Дзержинского, 1, директором которого и был назначен Анатолий Максимович. Очень много сил и практически все свое свободное время отдавал Анатолий Максимович этой работе. В дальнейшем пришлось заниматься не только моделкой, но и картингом, фото, радио и всякой другой, в том числе административной работой по КЮТу. Подготовка к соревнованиям порой проводилась до глубокой ночи. Но и были результаты – участники секций становились победителями и призерами областных, республиканских, всесоюзных и международных соревнований, получали высокие спортивные звания. Многим из них занятия в секциях клуба помогли в выборе дальнейшего жизненного пути.
На фото год примерно 1971-1972-й (в центре) Анатолий Спариш, тогда наладчик оборудования на "Свеме", перед гостиницей "Октябрь" с членами бельгийской делегации наладчиков.



В начале 80-х (кажется 1983 год, меня поправляют, что 80-81 год) в нашем городе на нынешнем «Импульсе» было организовано производство двигателей для моделей ракет. Для его организации приезжали известные на то время спортсмены-ракетомоделисты и тренер сборной команды СССР Станислав Жидков – человек, болевший за развитие моделизма. Они тогда и познакомились с Анатолием Максимовичем, в жизни которого началась новая страница – ракетомоделизм. Он увлекся конструированием новых типов ракетомодельных двигателей и всем, что было связано с ракетомоделизмом.
На фото - с Юрием Палагутой (справа) во время судейства соревнований.

 
ZENITEДата: Пятница, 06.03.2015, 21:28 | Сообщение # 9
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Разработки Анатолия Максимовича вскоре были приняты на вооружение сборной командой СССР и неоднократные победы на международных соревнованиях различного уровня, быстро выведшие наших ракетомоделистов на ведущие позиции в мире,  подтвердили их передовой характер.
Через некоторое время Анатолий Максимович вошел в элиту мировых судей ракетомодельного спорта и с тех пор практически все чемпионаты мира и Европы не
проходили без его участия. Он судил ракетомодельные чемпионаты в США, Польше, Югославии, Турции, Болгарии, Румынии, Словакии, Чехии, неоднократно участвовал в мировых кубках на Байконуре, очень хотел и готовился в к проведению там чемпионата мира в 2006 году, но увы… жизнь внезапно прервалась.
Много внимания было вложено Анатолием Максимовичем в своих учеников, среди его воспитанников два мастера спорта международного класса, несколько мастеров
спорта и целая когорта кандидатов мастера спорта. При этом всем, Анатолий Максимович никогда не стремился к наградам и не пытался сделать высокую карьеру – за свою жизнь он так и не получил звания заслуженного тренера, просто не нашел время подать необходимые документы, хотя более, чем кто-либо этого
заслуживал.
На фото - со своими учениками, мастерами спорта СССР по ракетомодельному спорту Владимиром Барышем (слева) и Юрием Гапоном (примерно 1988 год).



После распада СССР, когда модельные виды спорта оказались практически без всякой поддержки со стороны государства, стараниями Анатолия Максимовича в 1992 году была создана и юридически зарегистрирована Федерация ракетного моделизма Украины, штаб-квартира которой долгое время находилась в Шостке, а первые пять лет президентом ее был заслуженно избран Анатолий Максимович. Только благодаря ему в те годы смогли осуществиться выезды сборной команды Украины на чемпионаты мира в США и Польшу, чемпионат Европы в Словакию и Первые всемирные авиационные игры в Турцию.
Стараниями Анатолия Максимовича, его здоровьем и нервами, было отремонтировано новое помещение клуба «Салют» по ул. Шевченко 14/1, в которое в начале 90-х клуб переехал из полуподвала, но распался СССР, постепенно уменьшилось и прекратилось вовсе финансирование клуба со стороны «Свемы», которая вскоре и сама фактически прекратила свое существование. Он долго боролся за жизнь клуба, но реалии оказались сильнее – в специально оборудованные для занятий помещения
вселилась частная жилищно-коммунальная организация, а остатки авиа-ракетомодельной «моделки» в итоге в 2001 году принял под свое крыло казенный завод
«Импульс», где она продолжает работать по сей день. Именно здесь последнее время в Шостке сдвинулся с мертвой точки такой вид авиа- и ракетомоделизма, как радиоуправляемые модели, в чем немалая заслуга Анатолия Максимовича, который многие года прилагал свои усилия в этом направлении. И нужно помнить его восторг и радость, когда наши модели наконец стали уверенно держаться в воздухе, а он пробовал управлять ими.
До последнего дня, несмотря на собственные заботы и проблемы, он всегда был готов помочь делом или советом всем, кто к нему обращался. Таким мы и будем помнить его всегда – мягким, улыбчивым человеком, хорошим наставником и другом.

 
ZENITEДата: Пятница, 06.03.2015, 21:56 | Сообщение # 10
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Вернемся в 1983 80-81год... Начало производства двигателей для моделей ракет на шосткинском заводе (теперешний "Импульс"), конечно же дало толчок к появлению ракетомодельных кружков в городе. Первый был образован при КЮТ "Салют", первым руководителем стал Юрий Палагута - на снимке со своими первыми воспитанниками.



Далее кружки были организованы на СЮТ - первый руководитель Виктор Муравьев (бывший автомоделист  smile ) и КЮТ "Поиск" - руководитель Михаил Грищенко - на фото ниже с кружковцами на одних из первых в городе ракетомодельных соревнованиях (сзади в кепочке).



В том же октябре 1983-го команда Сумской области со спортсменами из Шостки впервые принимает участие в Чемпионате УССР по ракетомодельному спорту. Наш Владимир Барыш становится чемпионом в классе моделей ракет на продолжительность полета с парашютом и выполняет норматив кандидата в мастера спорта СССР.
С тех пор команда шосткинских ракетомоделистов становится постоянным участником Чемпионатов УССР, а Владимир Барыш и Юрий Гапон членами сборной команды УССР на Чемпионатах СССР.
Снимок 1985 года, сентябрь, аэродром Черниговского АСК, Чемпионат Украины по моделям ракет среди спортсменов ДОСААФ. Запуск первой в Шостке модели-копии чемпионатного класса (польская исследовательская ракета "Метеор-2К"). У модели слева - автор модели Юрий Гапон, справа - член команды Сумской области Александр Герасименко (пгт Ульяновка, Белопольский р-н).

 
gromДата: Понедельник, 09.03.2015, 12:38 | Сообщение # 11
Участник
Группа: Проверенные
Сообщений: 62
Статус: Offline
Город: шостка
Дата регистрации:
05.06.2014
grom  Первая моделелка была в д.к. Карла Маркса на четвертом этаже .Если смотреть с центрального входа видно круглый купол как в обсерватории и под ним комната.Это было где-то в 1961 году. Руководителем был Жора Антонюк . В этом кружке я делал свои первые схематички из бамбука и реечек.Были и старшие ребята они делали кордовые и планера (есть фото )после моделка была на 3 этаже.В 1965  году работал на п\я 9 с Антонюком в граверной мастерской он был моим наставником. В 1964 я учился в шосткинской школе-интернат и я с ребятами из класса делали модели планеров,примитивные правда и запускали с крыши спального корпуса и они летали правда неслишком далеко. После я познакомился с  Толиком Спарышом в клубе  Огонек где и собрал свой первый А-2 и началась моя модельная жизнь. Но дальнейшую историю допишу позже.
 
ZENITEДата: Понедельник, 09.03.2015, 20:31 | Сообщение # 12
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Спасибо gromу за ценные воспоминания и фото из его архива ниже. Ждём ещё, и не только от него...
Иногда шосткинская газета "Советское Полесье" публиковала фото наших авиа-ракетомоделистов с короткими комментариями к ним. Вот одно из них - год примерно 1977-й.



В шосткинских пионерлагерях, расположенных на старице Десны в окрестностях села Пироговка, в период их летней работы работали кружки юного техника. Где-то были выжигание/поделки, а в свемовском "Светлом" - моделизм, авиа-, ракето-, судо. Руководителями в разные годы были Валерий Громов, Константин Мицкан, Юрий Палагута, Владимир Барыш. Один из "плюсов" работы в лагерях было то, что некоторые ребята из этих кружков осенью приходили заниматься на СЮТ и КЮТы.
Фото из "Советского Полесья" за 28 августа 1973 года:



В этом же номере газеты читаем статью "К новым успехам советской школы", в которой отмечается: "Мало учащихся охвачено занятиями в технических кружках: всего 670 из 9294. Мало привлекается к работе с детьми опытных специалистов, передовиков производства, работников общественных организаций..." Полагаю, что это был намек smile  к открытию клубов юных техников в нашем городе (вспомним - 1973 год - КЮТ "Салют"). Впрочем, судя по системе очковтирательства, которая процветала, процент охвата был завышен и оставался таким невзирая на "привлечение ...", которое давало вполне пристойный приработок руководителям (при зарплате инженера в 140-160 руб получать за кружок ещё дополнительно около 50 руб было довольно неплохо).
 
ZENITEДата: Среда, 11.03.2015, 20:21 | Сообщение # 13
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Несколько фото 1988 года - областные соревнования школьников по ракетомодельному спорту в Кролевце. С этого года ваш покорный слуга - штатный работник КЮТ "Салют". Запуск модели-копии "МЕТЕОР-3" с Александром Дмитренко (слева).



Готовим к старту стриммерную модель с Денисом Данильченко (справа).



И наша команда - победитель тех соревнований. С лентой чемпиона - пятый слева - Андрей Спариш, сын Максимыча.

 
ZENITEДата: Четверг, 12.03.2015, 14:49 | Сообщение # 14
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Пара фото из 1989 года.
Осенью этого года впервые стал Чемпионом СССР в категории моделей на высоту полета. Тогда в "Салюте" была у нас комнатка для спортсменов-ракетомоделистов. Делили мы её втроем с Юрием Палагутой и Владимиром Барышем. На фото я с этой самой "золотой высоткой" в той самой комнатушке.



Где-то в период с 1985-86 годов главный тренер сборной СССР озаботился развитием в стране радиоуправляемых ракетопланов, поскольку летали все, кроме нас - США, Чехословакия, Болгария, Польша и другие. За рубежом были закуплены комплекты аппаратуры, имевшие в составе легкие по тому времени приемники и рулевые машинки (сервы). Это по началу были комплекты от Webra (Австрия), затем успешным спортсменам выделили Graupner. Аппаратуры выделялись конкретным тренерам, а, поскольку, Максимыч в этом деле был не последней личностью, попали эти комплекты и в Шостку. К тому времени Владимир Барыш "свободным летом" в ракетах заниматься перестал и стал осваивать р/у ракетопланы. Вторым нашим "ракетопланщиком" стал Юрий Палагута, к тому времени возглавлявший кружок "Радиоуправляемые модели". Кружок этот уже имел на то время ещё дефицитные системы управления отечественного производства "Новопроп" и "Супранар", которые и осваивались сначала на переделанных под р/у покупных машинках, потом на катерах-глиссерах. Предполагалось, что следующим шагом будет постройка радиоуправляемых самолетов, под что также закупались новейшие на то время двигатели типа МДС 6,5 КРУ и Радуга 10. Но тогда ничего так и не взлетело  sad ...
Владимир Барыш за свою спортивную карьеру становился серебряным и бронзовым призером чемпионатов СССР, бронзовым призером Чемпионата мира, неоднократным победителем Чемпионатов Украины. Юрий Палагута - чемпион СССР, чемпион и призер Чемпионатов Украины.
Ниже на фото - Владимир Барыш с аппаратурой Webra и фюзеляжем своего ракетоплана с V-образным стабилизатором.

 
ZENITEДата: Пятница, 13.03.2015, 20:51 | Сообщение # 15
Житель сайта
Группа: Администраторы
Сообщений: 1347
Статус: Offline
Город: Шостка
Дата регистрации:
23.05.2014
Продолжим нашу тему. Сегодня посмотрим несколько вкусных фото из архива Александра Галабурды и его комментарии...
Итак, в 1969 году в Шостке открылся не СЮТ, а Дворец пионеров - это была единая организация, в которую входили и технические кружки и танцевально-хоровые. Действительно, первым руководителем-авиамоделистом был Виктор Назаренко. Саша Галабурда попал в число тех около 20-ти счастливцев, кому по их возрасту было дозволено заниматься авиамоделизмом. Все начали с постройки схематических моделей планеров ("схематок") и голые стены кружка постепенно заполнились этими моделями. Другие, более серьёзные модели, появлялись неизвестно откуда (по воспоминаниям Александра). Где их брал Назаренко - история умалчивает. Думаю, что часть перекочевала из моделки в Карлушке, а часть была "позаимствована" у коллег из Сум или откуда-то ещё.
На снимке примерно 1970 года Александр Галабурда со скоростной авиамоделью в кружке Дворца пионеров.



На стене на заднем плане висит, подозреваю, что первая в Шостке "радюха". Управлялось это чудо дискретной однокомандной аппаратурой, думаю, что это был "Пилот-2", хотя не исключен и какой-то самодельный "девайс" smile . Управление было только рулем направления. Для пилотирования подобного аппарата, мнится мне, что должно было быть выполнено условие как минимум того, что аппарат должен ровно летать сам, а пилот уже мягкими "тычками" ручки заставлял бы модель двигаться по кругу или восьмеркой. Слева рядом с "радюхой" - кордовая модель-копия ЯК-18.
Ещё одно фото примерно того-же года, которое было опубликовано в газете "Советское Полесье" - Александр с строящейся моделью-копией японского самолета "Опанура" (что за аппарат в оригинале - мне неведомо, попробуем поискать). Этих "Опанур" было три - оригинал и две копии. Т. е. где-то была добыта модель, а с неё уже сделали два дубликата. Кстати, на одном из дубликатов довелось полетать и мне году в 1975-м. Помню - тогда разбитую модель переделал с компрессионного "Ритма" на 5-кубовый метанольный "Полет", перетянул, красиво покрасил в белый цвет, нанес японские красные круги, оформил кабину и модель с этим двигателем было не узнать - летала, что песня. Правда без капота, который руки не дошли выклеить, и недолго - при попытке выполнить петлю банально не хватило рулей, модель просела до асфальта и была безнадежно разбита...



На заднем плане слева с резиномоторной моделью парень очень похож на Славу Шелудько - весьма качественно сделавшего в свое время модели планеров и таймерку.
 
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:


SHOMOD "сайт шосткинских моделистов" © 2024Бесплатный хостинг uCoz
Вверх